Фотографическая эмульсия. Часть 2/2

Изучение строения эмульсии показало, что микрокристаллы имеют разнообразную форму и внешний их вид в основном зависит от метода изготовления фотографической эмульсии. Размеры эмульсионных кристаллов колеблются от долей микрона до 2,5 микрона. Обычно позитивные материалы имеют более мелкие кристаллы, чем негативные. Микрокристаллы галогенного серебра светочувствительного материала располагаются друг над другом слоями, число которых составляет от 20 до 40. Расстояние между слоями около микрона. Общее количество микрокристаллов на 1 кв. см. составляет до 4 миллиарда.

Как правило, светочувствительные слои состоят из микрокристаллов различной величины, причем у некоторых сортов их размеры изменяются в небольших пределах, у других — в значительных.

Галогенное серебро (хлористое, бромистое и иодистое) преимущественно поглотает лучи коротковолновой части спектра, т. е. ультрафиолетовые, фиолетовые и синие. Так как химически активно действующими на светочувствительный слой могут быть лишь поглощаемые им лучи, то ультрафиолетовые, фиолетовые и синие лучи оказывают сильное действие на фотографическую эмульсию. Лучи же зеленые, желтые, оранжевые и красные, как не поглощаемые галогенным серебром, являются очень мало активными.

Наиболее сильно действуют на сетчатку нашего глаза лучи той части спектра, фотохимическое воздействие которых на светочувствительный слой практически ничтожно. Таким образом, долгое время фотографическая пластинка вследствие характера распределения спектральной чувствительности давала неправильное, искаженное представление о соотношении яркостей сфотографированного предмета.

В течение десятков лет не удавалось «очувствить» фотографические слои к длинноволновым лучам, пока, наконец, в 1873 году не было обращено внимания на то, что прибавление к светочувствительной эмульсии некоторых органических красящих веществ повышает ее чувствительность к длинноволновым лучам спектра.

Эти вещества были названы оптическими сенсибилизаторами. Эмульсии без сенсибилизаторов изготовляются только для специальных целей, например, диапозитивные, некоторые репродукционные, фототехнические и др. Все негативные фото-и киноматериалы сенсибилизируются.

Оптические сенсибилизаторы являются весьма сложными органическими веществами. В Советском Союзе проделана громадная работа по синтезу сенсибилизаторов, и в настоящее время наша фотохимическая промышленность имеет в своем распоряжении много превосходных по своим свойствам оптических сенсибилизаторов.

Основное условие для сенсибилизирующего действия оптического сенсибилизатора — это его теснейшая связь с микрокристаллами галогенного серебра. Сенсибилизация является следствием адсорбции органического сенсибилизатора микрокристаллами галогенного серебра. Явление адсорбции представляет собой образование на поверхности одного вещества очень тонкого слоя (толщиной в одну молекулу) другого вещества, причем молекулы

Рис. Кривые цветочувствительности несенсибилизироваиного 1 и панхроматического 2 материалов, 3—кривая зрительного восприятия
сенсибилизатора адсорбируются на бромистом серебре атомами азота, вследствие чего молекулы сенсибилизатора покрывают поверхность кристалла, как щетина щетки.

Хотя введение красителей и делает галогенное серебро чувствительным к ранее недействовавшим химически лучам, но все же невозможно сделать его одинаково чувствительным ко всем лучам спектра. Естественная чувствительность к ультрафиолетовым, фиолетовым и синим лучам значительно выше, чем приобретенная чувствительность к остальным лучам спектра.

На рис. приведены кривые несенсибилизированного 1 и панхроматического 2 материалов при искусственном освещении. Кривая 3 соответствует зрительному восприятию.

Как видно из рис. , даже панхроматический негативный слой не дает полного соответствия зрительному восприятию яркостей. Это достигается применением светофильтров.

Перейдем к рассмотрению строения светочувствительных материалов.

Как мы указывали выше, фотографическая эмульсия наносится на ту или иную подложку, в качестве которой обычно используются стекло, целлулоид и бумага. Фотографическая эмульсия в производственных условиях никогда не поливается непосредственно на подложку. Между ними находится промежуточный слой, который предохраняет эмульсию от воздействия подложки (например бумаги) или играет роль вещества, связывающего эмульсию с подложкой (со стеклом или целлулоидом).

Кроме того, светочувствительные материалы могут иметь еще ряд дополнительных слоев: противоореольный слой, устраняющий ореолообразование; защитный слой, предохраняющий эмульсию от механических повреждений; лаковые покрытия, не позволяющие целлулоиду пленки скручиваться при ее обработке, и др.

Добавить комментарий