Регистрация цвета — часть 1/2

В настоящее время имеются фотографические материалы, которые позволяют фиксировать действительные цвета объектов в противоположность обычным черно-белым фотографическим материалам, которые воспроизводят эти цвета в виде различных серых тонов. Эта цветная фотография стала возможной после введения панхроматических материалов, т. е. пластинок или пленок, имеющих эмульсии, сенсибилизированные к лучам всей видимой части спектра. Цветные фотографии не следует смешивать с раскрашенными фотографиями, которые, будучи часто весьма высококачественными, являются плодами трудов художника.
Первая цветная фотография была продемонстрирована Кларком Максвеллом, который вынужден был пользоваться несенсибилизированными пластинками, применяя длительные выдержки, необходимые для получения желаемых результатов. Старые методы цветной фотографии предусматривали применение трех отдельных пластинок, экспонируемых последовательно одна за другой. Современные светочувствительные материалы устраняют необходимость такой тройной съемки, хотя принцип получения цветного изображения остался прежним.
Перед рассмотрением вопроса применения панхроматических материалов необходимо разъяснить теоретические принципы данного метода. Тогда будут яснее потенциальные возможности и ограничения цветной фотографии в ее современном виде. Кларк Максвелл показал, как может быть образовано визуальное восприятие любого цвета при помощи соответствующей смеси всего лишь трех отдельных цветов (цветных излучений) * Речь идет о смешении цветных пучков света, а не о смешении красок, т. е. об аддитивном синтезе. (Прим. перев.). Важно указать, что этот синтез не является таким, при котором образуется какое-либо определенное по спектральному составу цветное излучение,—в этом случае получается лишь требуемый цвет излучения. Так, например, излучение желтого цвета (любого оттенка) может быть получено смешиванием зеленого и красного спектральных излучений. Длины волн складываемых излучений могут быть взяты произвольно из зеленой и красной зон спектра. Несмотря на это, синтезированное желтое излучение по цвету получится таким же, как и спектральное желтое излучение одной определенной длины волны. Получающийся эффект основывается исключительно на механизме цветного зрения глаза. Благодаря этому, как показал Максвелл, имеется возможность разложить исходный цвет объекта на три первичных цвета при их определенном количественном соотношении; последующее смешивание этих трех первичных цветов в том же соотношении создает ощущение действительного цвета объекта.
Первоначальный метод цветной фотографии заключался в съемке на три пластинки трех фотографий объекта сквозь соответствующие красный, зеленый и синий светофильтры. Первый светофильтр позволял зафиксировать красные составляющие излучения каждой части объекта, второй — зеленые и третий — синие. После печати позитивов с этих трех пластинок каждый помещался в отдельный проекционный фонарь с соответствующим светофильтром на объективе, и на экран проицировались три изображения, наложенные друг на друга. При этом впечатление о цветах изображения должно образоваться такое же, как и о цветах действительного объекта.

Рассмотрим красный объект на черном фоне. Он должен зафиксироваться на негативе, экспонированном сквозь красный фильтр, в виде черного изображения на прозрачном фоне. Если цвет объекта чисто красный, то на пластинки, снятые сквозь зеленый и синий фильтры, он не подействует и они останутся совершенно прозрачными. Позитивы, изготовленные с этих трех пластинок, будут содержать прозрачное изображение объекта на черном фоне в первом случае и будут представлять собой непрозрачные пластинки во втором и третьем случаях. Если эти диапозитивы установить в соответствующие проекционные фонари, то красный свет отбросит на экран изображение красного объекта, а зеленый и синий света не смогут пройти сквозь непрозрачные пластинки и, таким образом, на экране окажется точно воспроизведенным действительный вид объекта. Подобным же образом желтый объект на синем фоне будет воспроизводиться прозрачными изображениями на непрозрачных фонах красного и зеленого диапозитивов и непрозрачным изображением на прозрачном фоне синего диапозитива. Белый свет воспроизводится смесью всех трех цветов — красного, зеленого, синего; серый представляет собой просто белый свет пониженной интенсивности.
Хотя описанный метод практически использовался, однако он слишком сложен и недостаточно гибок. Были разработаны схемы, позволяющие фотографировать одновременно на все три пластинки с помощью устройства для расщепления лучей света; аналогичное устройство применялось и для проекции наложенных друг на друга изображений на экран. Однако фотографические отпечатки удобнее изображений, которые могут рассматриваться только на экране. Поэтому все современное развитие цветной фотографии было направлено на получение отпечатков на бумаге или диапозитивов на одной пластинке. Большинство потребителей, конечно, предпочитает получение цветных фотографий в виде отпечатков на бумаге. Однако в настоящее время значительно легче получение хороших цветных изображений в виде диапозитивов, которые должны проицироваться на экран или рассматриваться в специальном приборе с источником света. Причины более легкого получения диапозитивов, чем отпечатков на бумаге, частью являются принципиальными и частью обусловлены недостаточным развитием техники.
Для получения отпечатка на бумаге должны использоваться пигменты или красители. Если три выбранных пигмента или красителя являются дополнительными (Дополнительными цветами называются два таких цвета, которые при смешении образуют так называемый ахроматический (белый) цвет) по цвету к трем фильтрам, используемым при фотографировании объекта, они могут быть выделены на бумаге тем или иным способом для образования цветного изображения. К сожалению, точное регулирование количества каждого красителя или пигмента по всему изображению требует очень тщательного контроля и очень незначительный недостаток или избыток цвета на любом участке может совершенно испортить изображение. Глаз исключительно чувствителен к цвету, значительно более чувствителен, чем к колебаниям плотности, и поэтому ничтожная разница в цветовом балансе, образованная визуально неразличимым отклонением плотности какого-либо красителя, часто может привести к получению плохой цветной фотографии. Имеются также и другие технические особенности, которые делают печать цветных фотографий более трудной, чем это может казаться. Одна из особенностей заключается в том, что фотографическая широта бумаги (Фотографической широтой называется разность логарифмов экспозиций, соответствующих концу и началу прямолинейного участка характеристической кривой фотоматериала; иногда фотографическая широта определяется отношением этих экспозиций. (Прим. перев.)) значительно меньше, чем широта яркостей большинства снимаемых объектов, поэтому наиболее яркие блики не могут быть ярче, чем сама фотобумага, в то время как наиболее темные участки объекта не могут быть темнее на изображении, чем наиболее черные места бумаги, покрытые смесью пигментов или красителей. В черно-белой фотографии шкала тонов обычно оказывается достаточной для создания хорошего визуального впечатления о снятом объекте, даже если он был очень ярким, однако на цветных фотографиях цветные оттенки легко искажаются и редко возможно добиться столь же благоприятного впечатления.

Добавить комментарий