Регистрация цвета — часть 2/2

Из этих весьма пессимистических замечаний не следует делать вывод, что нельзя вообще получить хороших цветных отпечатков на бумаге. Они могут быть получены, но их изготовление связано с трудностями, они недешевы, почти невозможно изготавливать большое количество отпечатков с правильной цветопередачей, которая в очень большой степени зависит от характеристик сюжета съемки. Поэтому эти отпечатки годятся главным образом для художественных, рекламных или других целей, где правильное субъективное впечатление обычно важнее, чем точное воспроизведение цветов объекта съемки.
Хотя эти соображения до некоторой степени справедливы также и в отношении цветных диапозитивов, однако в настоящее время процесс их получения более совершенен. Большинство диапозитивов получается при помощи так называемых интегральных процессов. В таких процессах все три фильтра включены в эмульсионный слой светочувствительного материала, и поэтому для производства необходимого цветоделения нужна лишь одна экспозиция. В некоторых процессах фильтры расположены рядом, образуя тонкую мозаику на поверхности эмульсии; в других процессах применяются трехслойные эмульсии, из которых каждая чувствительна к одному из трех первичных цветов. В обоих случаях светочувствительный материал проявляется как единое целое, причем устранение несоответствий между тремя изображениями значительно легче.
Интенсивная исследовательская работа привела к разработке красителей, которые полностью соответствуют предъявляемым требованиям, в результате чего удается получать изображения с весьма точным воспроизведением цвета *(Разработанные в дальнейшем методы цветной фотографии позволяют получать весьма совершенные отпечатки и на фотобумаге, выгодно отличаясь этим от методов, применявшихся ранее, когда, как справедливо отмечает автор, качество цветных фотографий значительно уступало качеству цветных диапозитивов, (Прим, перев,)). Не столь серьезной при применении подобных материалов является и проблема воспроизведения больших интервалов яркости вследствие того, что яркость светлых участков изображения определяется освещенностью фона, на котором изображение рассматривается или на который оно проицируется, а эта освещенность легко может быть повышена; следовательно, сохраняется необходимость контроля лишь плотностей темных участков изображения, что при изготовлении диапозитива сделать несравненно легче, чем при печати фотографии на бумаге.
Тем не менее при изготовлении и использовании цветных диапозитивов также встречаются трудности. Визуальное восприятие от какого-либо цвета зависит от условий, в которых он рассматривается, и может оказаться, что при искусственном освещении почти невозможно подогнать друг к другу два цвета, в то время как при нормальном дневном свете эти два цвета полностью гармонируют. Кроме того, восприятие цветов различными лицами может значительно различаться; довольно значительная часть людей страдает аномалиями цветного зрения, известными под названием «цветной слепоты». Наконец, если вспомнить, что мы в действительности не воспроизводим первоначальные цвета, а просто добиваемся хорошего визуального впечатления от этих цветов, то трудность решения задачи становится очевидной.
Техника цветной фотографии постоянно совершенствуется, однако число применений современных методов для целей, не связанных с чисто иллюстративными надобностями, очень незначительно; впрочем, даже и в этой области прогресс довольно замедлен. В больших количествах изготавливались цветные рекламные иллюстрации и фотографии таких мелкоструктурных окрашенных объектов, как, например, различные ткани. Делались также попытки получить фотографии образцов предметов, имеющих тонкое и сложное строение, причем в этом направлении были достигнуты значительные успехи: были получены фотографии цветов, грибов, бабочек и рыб; при этом оказалось невозможным рассчитывать на точное воспроизведение некоторых слабых и тонких цветных оттенков.
В течение последних лет цветная съемка во все возрастающем масштабе стала применяться при получении микрофотографий как металлов, так и прозрачных препаратов. В медицине и биологии сравнительно легко могут быть получены хорошие цветные фотографии окрашенных препаратов, хотя при воспроизведении некоторых цветных оттенков могут встретиться большие трудности. Вполне удовлетворительно воспроизводятся цвета побежалости металлов и образцы, содержащие вещества, изменяющие свой цвет. К числу других применений можно отнести цветное фотографирование при испытаниях красок на выцветание, фотографирование при изучении кожи в медицинских клиниках, фотографирование прозрачных моделей для изучения распределения внутренних напряжений и в других случаях использования явления двулучепреломления; сюда же можно отнести цветное фотографирование экранов катодных осциллографов, имеющих свечение различного цвета и применяемых для различения накладывающихся кривых различной формы. Вместе с тем следует указать, что большинство попыток цветной съемки флюоресцирующих материалов и слабо окрашенных участков пламени оказалось малоуспешным.
В результате продолжающейся исследовательской работы происходит непрерывное улучшение как материалов, так и техники цветной фотографии. Интегральные светочувствительные слои начинают применяться также и для печати цветных фотографий на бумаге, что позволяет надеяться на возможность более легкого получения цветных изображений; разрабатывается также проблема получения больших количеств идентичных цветных отпечатков или диапозитивов; решение этой задачи весьма важно для целей иллюстрации докладов и других документов, выпускаемых небольшими тиражами.

Добавить комментарий